Шаг 12. Нанять штат, или привлечь аутсорсинг?

Поздравляю. Вы на 12-й ступени к успеху. Бизнес работает, продажи пошли.

Появилась новая проблема- вы не успеваете делать все.

Вообще, что Вы делаете как владелец малого бизнеса?

  • Планируете продажи
  • Продаете продукт
  • Следите за производством продукта
  • Разбираете платежки и договоры
  • Общаетесь с клиентами
  • Еще что-то и много всего

Иными словами, Вы- один за всех. На начальном этапе допустимо заниматься разными задачами. Если планируется активное развитие, без лейтенантов генералу не обойтись. Нужна команда.

Но команда ли? Сейчас разберемся.

Есть 3 схемы организации штата:

  • Вы- босс. У вас есть топ менеджеры и у них есть подчиненные сотрудники
  • Вы- босс. У вас есть топ менеджеры и они управляют аутсорсингом
  • Вы босс. У вас в подчинении аутсорсинговые сотрудники

Забегу вперед, идеальная на мой взгляд схема- вторая.

Что у вас вообще за бизнес? Какие бизнес-процессы? Если вы сможете управлять сотрудниками сами- управляйте. Если в компании витиеватый бизнес- процесс, лучше поставить управляющих.

Управляющие, топ-менеджеры, называйте как угодно. Эти люди близки Вам по духу и точно знают,  что нужно делать в своем отделе. Вы разгружаете себя на 70% общаясь с ними, а не с конечными исполнителями. С менеджерами вы можете быть в доле и работать за %. Можете брать их по найму на фиксу. Как угодно. Менеджер следит за направлением целиком.

А вот сотрудники, которые исполнители, должны хорошо исполнять только основные функции. Сотрудником командует менеджер.

Да, да, я рисую типичную иерархию. Матричная структура в малом бизнесе подходит лишь в ряде компаний.

Тот самый аутсорсинг

Что это вообще такое? Это сторонняя реализация. Иными словами, задачу выполняет не ваш штатный разгильдяй, а кто-то со стороны компании, под сроками прописанными в договоре. Или даже целая команда со стороны аутсорсинга.

Плюсы аутсорсинга:

  • Экономия на налогах и рабочих местах
  • За исполнением задачи следит менеджер со стороны компании- аутсорсера
  • Отвечают по договору
  • Заинтересованы сделать хорошо и работать с вами дальше
  • Компетенция выше чем у сотрудника, т.к. 1 задачу может решать 3 специалиста

Минусы аутсорсинга

  • Делают только то, что прописано (а при описании задачи можно что-то забыть)
  • Удаленность (если вы привыкли к сотруднику за соседним столом- придется отвыкать)

Да, я про компании, а не про фриланс. Фрилансер может подойти для реализации простой задачи на один раз. Хорошего фрилансера найти сложно.

Так нанять в штат, или взять на аутсорсинге?

А когда вообще актуален аутсорсинг? Либо, когда у вас еще никого нет в штате, а работать надо. Либо на подхвате к основной команде.

Например, у вас компания по продаже автозапчастей. Вы как босс курируете работу старших менеджеров по закупкам, которые работают с поставщиками и курьерами. А вот отдел продаж у вас на аутсорсинге. Отдел продаж курирует старший менеджер по продажам, или лично вы (спрашивая с куратора группы).

Отдел продаж заинтересован в постоянной и продуктивной работе. Работает хорошо.

Еще пример, очень часто заказывают у нас услуги колл-центра компании, у которых есть укомплектованный штат менеджеров, но им нужно быстро прозвонить базу.

Иногда услуги аутсорсинга кажутся дорогими. В таких случаях берем в руки калькулятор и считаем затраты на сотрудников и сравниваем с эффективностью аутсорсинга.

И еще пример! У вас интернет-магазин. Вы рыщете на алиэкспрессе в поисках новых товаров, а ваш сосед разводит их по клиентам. Торговая площадка- интернет -магазин.

Эффективная схема? Да не особо. Вы звонки принимаете, а разводит один курьер. Повышаем эффективность за счет:

  • Сотрудничества с курьерской службой
  • Колл центром на прием заказов

Все. Занимаетесь лишь поиском продуктов и рекламой, остальное делают компании. По договору. Делают хорошо.

И снова возвращаюсь к основной идее книги- подходим к тратам с умом. Сначала мы учимся делегировать от слова «как?», затем учимся делегировать от слова «кому?».