Шаг 9. Разработка БП отдела продаж: сделки, учет, финансы

Мы уже почти у цели. 9-й шаг! Поздравляю. Вы знаете что, кому и как продавать.

Теперь главное выстроить процесс качественного обслуживания клиентов. Причем тут это, ведь заголовок о внутренней организации? Ошибки нет. Если внутри компании хаос, то он лезет наружу.

Зачем нам легкие и удобные процессы учета?

  • Порядок в сделках, всегда знаешь какой клиент на какой стадии
  • Порядок в финансах, видно откуда деньги пришли и куда уходят
  • Порядок в проектах/ реализации, видно куда и что ушло и что сделано.

Нет хаоса, только порядок. Вы все успеваете делать и контролировать. Клиенты довольны сервисом.

Рассмотрим средства учета продаж, сделок, финансов и проектов.

 

Учет продаж в компании

Учет необходим для оценки текущего количества клиентов, прогноза новых проектов, аналитики отказов. Вы как руководитель должны понимать сколько денег заработаете. Для учета продаж и контроля умные люди изобрели CRM-Customer Relationship Management. Систему управления взаимоотношения с клиентами. Система ведет учет, напоминает о активностях, позволяет принимать звонки и отправлять письма.

Что могут CRM?

  • записывать новых клиентов (лиды)
  • напоминать о задачах по данным клиентам
  • отображать всю историю работы с клиентом
  • отправлять счета и документы
  • прогнозировать продажи

С внедрением CRM в компании наступает порядок. Менеджеры работают более эффективно, как бы пошло это слово не звучало. Система помнит все и напоминает когда потребуется.

 

Учет финансов

Конкретно системы рекомендовать не буду. CRM ведет статистику по сделкам и продажам, можете выгружать оттуда. Лично я разработал свою систему дохода/расхода в экселе. Система позволяет мне понимать «сколько денег у меня останется, если я заработаю Х и потрачу Y». Аналогов я не видел, подобных сервисов тоже. Если знаете- поделитесь.

Систем учета оплат по договорам множество, они даже позволяют налоги оплачивать и зарплату сотрудникам начислять.

 

Учет проектов

Моя любимая тема, ведь я в прошлом специалист по управлению проектами. За 6 лет работы понял истину: идеальной системы управления просто нет.

Для начала разберемся, а что такое «проект» в вашей компании? Это разработка приложения? Или создание сайта? А может проект строительства?

Рекомендую погуглить средства управления реализацией именно в вашем бизнесе. Ведь строительство проще вести в проджекте, а сайты разрабатывать отслеживая работы в веб сервисе по методологии канбана.

У нас в коллцентре например применяется методология «водопада», проекты идут по заданному циклу. В компании по внедрению CRM  применяем канбан. В личных проектах использую agile.

Среда управления и методология должны быть удобны. Проекты должны делаться. Это главное.

Будут вопросы с выбором методологии- обращайтесь.

 

А надо ли это на старте?

Разумеется нет. Вы только запустились, зачем вам покупать подписку на CRM? К чему систему учета денег покупать? Зачем проджект приобретать лицензионный?

Начните с экселя. От учета клиентов до проектов. облачный сервис позволяет работать везде, где есть интернет.

Минус подобных бесплатных и простых реализаций- ограничения. Пример:

  • Очень трудно вести учет 100 клиентов в гугл экселе
  • Неприятно вносить изменения в сроки проекта в гугл экселе
  • По финансам ничего не скажу- лично для меня эксель удобнее всего.

 

Главная идея моей книги в целом и данной главы в частности- все средства должны быть подобраны с умом и решать конкретную задачу в конкретный период времени. Используйте средства только при появлении необходимости. Все лишние деньги, а на старте проекта их не бывает, лучше потратить на рекламу.

 

Ах да про бизнес-процессы

Чуть не забыл! Без них нельзя. Бизнес процесс- алгоритм работы вашей компании. Без бизнес процесса у вас творится хаос. Как я говорю «бизнес на коленке».

Требования к бизнес процессу:

  • Процесс должен быть простым. Процесс служит оптимизацией, а не помехой. Зачем усложнять? Делайте только то, что нужно.
  • Процесс должен быть описан регламентом. Описан понятным языком и буквально.
  • Процесс должен исполняться. Все должны работать по процессу. Один раз забили на процесс- забьете второй раз, а это дорога к хаосу
  • Процесс требует обновления. Процесс необходимо обновлять под удобство работы. На стадии обкатки процесса могут возникнуть неудобства, их то мы и заменяем на удобства.

Вот и все.

Как написать бизнес процесс? Обрисуйте блок- схему того, что делает менеджер каждого отдела. После чего подумайте «а где можно улучшить?» и улучшаете. Конечно, если есть такая необходимость. Далее советуетесь с сотрудниками и начинаете обкатку.

 

Остались вопросы? :

Максим Шатров в VK

Если у вас нет VK, всегда есть почта: mshatrov@nirro.ru 

Кто такой Максим Шатров? Ответ на mshatrov.ru


Nirro Call Center в соцсетях!

vk_icofb_icotwitter_ico